B3 (повышенный уровень, время – 5 мин)
Тема:
Кодирование чисел. Системы счисления.
Что
нужно знать:
·
принципы кодирования чисел в позиционных
системах счисления
· тобы
перевести число, скажем, 12345N, из системы счисления с основанием в десятичную систему,
нужно умножить значение каждой цифры на в степени, равной ее
разряду:
4 3 2
1 0 ← разряды
1 2 3 4 5N = 1·N4 + 2·N3 + 3·N2 + 4·N1
+ 5·N0
·
последняя цифра записи числа в системе счисления
с основанием – это остаток от
деления этого числа на 
·
две последние цифры – это остаток от деления на , и т.д.
Пример задания:
Укажите через запятую в порядке возрастания
все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается
на 11?
Общий
подход:
·
вспомним алгоритм перевода числа из десятичной
системы в систему с основанием (см. презентацию), из
него следует, что младшая цифра результата – это остаток от деления исходного
числа на , а две младших цифры – это остаток от деления на и т.д.
·
в данном случае , остаток от деления числа на должен быть равен 114
= 5
·
потому задача сводится к тому, чтобы определить
все числа, которые меньше или равны 25 и дают остаток 5 при делении на 16
Решение
(вариант 1, через десятичную систему):
1) общий
вид чисел, которые дают остаток 5 при делении на 16:

где
– целое
неотрицательное число (0, 1, 2, …)
2) среди
всех таких чисел нужно выбрать те, что меньше или равны 25 («не превосходят
25»); их всего два: 5 (при ) и 21 (при )
3) таким
образом, верный ответ – 5,
21 .
Возможные ловушки и проблемы:
·
выражение «не
превосходящие » означает «меньшие или равные », а не строго меньшие 
·
остаток, состоящий из
нескольких цифр (здесь – 114), нужно не забыть перевести в
десятичную систему
·
найденные числа
нужно записать именно в порядке возрастания, как требуется
|
Решение
(вариант 2, через четверичную систему, предложен О.А. Тузовой):
1) переведем
25 в четверичную систему счисления: 25 = 1214, все интересующие нас
числа не больше этого значения
2) из
этих чисел выделим только те, которые заканчиваются на 11, таких чисел всего
два:
это 114 = 5 и 1114
= 21
3) таким
образом, верный ответ – 5,
21 .
Возможные ловушки и проблемы:
·
есть риск случайно «забыть» какое-то число или найти «лишнее»
(в данном случае – большее 25)
·
можно сделать ошибки
при переводе чисел из четверичной системы в десятичную или вообще «забыть»
перевести
|
|